Тема 12. Технологический детерминизм и технофобия

Тема 12. Технологический детерминизм и технофобия

Список литературы 31 . Двадцатый век — век буйного техники, ее взлета и одновременно неизбежного возникновения бурных споров и дискуссий по поводу ее важности и нужности. Само явление техники как продукт человеческого ума вызвало множество разногласий с точки зрения ее будущего. Стало видно, что за один век электричества человек проявил себя в полной мере, причем далеко не с лучшей стороны. Всему миру было достаточно гонки вооружений, чтобы понять, что никто не остановится, чтобы раздавить друг друга. И в Маунт-Кармельском Заявлении о"технической и моральной ответственности" в году было зафиксировано, что"ни один аспект техники с моральной точки зрения не является сегодня нейтральным", и что"…есть люди, которые несут полную ответственность за злоупотребление техникой, а также применение". И многие всемирно известные ученые подписали его.

Философский словарь - технофобия

Ставропольский государственный аграрный университет, Россия Актуальность формирования технологической культуры будущих инженеров в современных социально-экономических условиях следует из интереса современников к проблеме влияния техники на человека. Данная проблема возникла не сегодня и решалась с разных точек зрения. Рассмотрим анализ развития взглядов на технику, проведенный В. Автор отмечает, что в философских направлениях ХХ в.

Философ кризиса индустриализма. Освальд Далее для упрощения под исследованием будем понимать только научную часть, а под.

Более подробно техника использования матрицы многокритериальной оценки изложена в учебном пособии на стр. Стремительное развитие техники обусловило ее всеобъемлющее влияние на современный мир. Воздействие техники испытывают такие социальные сферы, как экономика, экология, наука, политика и даже искусство. Как феномен техника выступает в виде машин и орудий, но сегодня также — как технические сооружения и даже техническая среда.

В отличие от феноменальных описаний, используемых в философии техники как эмпирический материал, анализ сущности техники — это ответ на такие фундаментальные вопросы, как: Разумеется, обозначенный перечень вопросов следовало бы, с нашей точки зрения, расширить, например, отметить специфику формирования теоретического уровня технического знания, включить вопрос о фило-софских основаниях этого знания.

Первоначально формируется в философских и социологических концепциях, выражающих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии Адорно, Маркузе, Мэмфорд, Эллюль и др.

Фетишизация техники и ее возрастающих возможностей, согласно Адорно, приводит к отчуждению и овеществлению человека, и его бездуховности, в результате чего технологизация общества предстает как"неудавшаяся цивилизация". Главная опасность безудержного технического прогресса, утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружающая нас среда предстает как"вселенная Машины", подчиняющая себе и самого человека.

Поэтому в современных условиях"техника - фактор порабощения человека". Ото ставит в повестку дня не отказ от техники как таковой, а радикальное отвержение"идеологии техники", бездумного техницизма. Во второй половине 20 в. Техноцизм - выражение некритич. Его представители считают, что каждое новое поколение технич.

Технофобия— боязнь, страх — страх или неприязнь к передовым технологиям или сложным электронным устройствам Слайд 2 Мир современного человека сплошь и рядом состоит из различной техники. Ко многим из этих достижений цивилизации мы давно привыкли, и практически их не замечаем, другие вызывают удивление, восхищение, и конечно, желание приобрести очередное техническое чудо в виде многофункционального кухонного комбайна или последней модели телефона.

Но подобное состояние свойственно обычному, здоровому человеку.

теоретический анализ философской, психологической, педагогической и в психологической науке подходы к пониманию личности и ее развития; . Автор отмечает, что, в целом корни технофобии уходят в глубокую древность. Методологическая посылка его такова: « дать технике внетехническое.

Философия науки и техники: Технологический детерминизм и технофобия Понятие детерминизма Детерминизм от лат. Он рассматривает вопросы о законах природы, о взаимодействии природы и общества, о движущих силах общественного развития, влиянии общества и отдельных его подсистем на искусство, науку, мораль, на формирование и деятельность человеческих индивидов.

Центральной проблемой детерминизма является вопрос о существовании и действии законов. Признание законов, по существу, означает возможность научного познания природы и общества, возможностей науки, научно-ориентированной адаптации человека к различным процессам. Отрицание законов, напротив, стимулирует взгляд на природу и общество как на полностью неуправляемые и непредсказуемые процессы. Применительно к социуму такой взгляд часто возникал из попыток выявить специфику социальных процессов по сравнению с природными, подчеркнуть значение деятельности людей, индивидуального творчества для социальной истории.

Эта тенденция не преодолена полностью, хотя упрощение общественных законов стимулируется не механикой, а преимущественно биологией.

Философия науки и техники - технофобия

Технофобия как представление о технике и современная концептуальная установка. Следовательно, все негативные стороны современной цивилизации, как, впрочем, и всего исторического процесса, по мнению технофобов, проистекают из сущности техники как некой демонической, антиестественной и враждебной человеку силы. Технофобия как идея представление , выражающая собой негативное отношение человека к технике, фактически зародилось с самой техникой.

Дело в том, что технику с самого начала можно было использовать как во благо, так и во вред человеку. Поэтому люди всегда неоднозначно относились к ней и довольно противоречиво оценивали результаты технической деятельности. Элементы демонизации техники можно найти еще в первобытном мифе.

Противопоставление технофилии и технофобии. Кафедра философии При этом нередко"внетехнический", точнее"внетехнологический", смысл Такой подход к пониманию техники выделяет главное, что.

Экофобные настроения в их современных формах усиливаются в начале в. В течение х гг. Сторонники технофобных воззрений Г.

Технофобия

Понятие техники и ее роль в истории философии. Философия техники и ее проблемы.

чит для нас философская рефлексия о технике, философия тех ники В связи не yrpатить понимания принципиanьных задач этого направле ния, стоит Хайдеггер, - это найти технике"внетехническое" обоснование, определить настроения экологически мотивируемой технофобии, нсприятия нтп.

Философия науки и техники: Технофобия, или страх перед техникой, — это установка, согласно которой техника рассматривается как основная причина отчуждения человека от природы, от самого себя. Такая позиция выражает негативное отношение к технике: Технофобия зародилась в год рождения техники, и связано это было с возможностью использовать технику как во благо, так и во вред.

Так и современная философия в технике отмечает как доброе, так и злое начало: Как видим, она одновременно оказывается и благом для человека, и его проклятием. В средневековой Европе технофобия получает сильный импульс в виде фактически поощряемой церковью идеи о сатанинском происхождении технических новаций. Талантливые изобретатели, архитекторы-строители и другие люди, занятые подлинной творческой деятельностью, открыто или негласно обвинялись в сговоре с дьяволом, которому они якобы продавали свою душу.

Презентация на тему"Понятие о технофобии."

Для широкого технического и экономического наступления предпринимателей в веке потребовались ещё две предпосылки: Добро пожаловать в интернет магазин, интернет магазин фирменной одежды для беременных. Там, где существует разделение труда, необходим совместный труд и организация его. Ясперс вслед за Марксом и Энгельсом считает совершенно очевидным, что производственные отношения, в том числе и организация труда, оказывают огромное влияние на общество и жизнь людей во всех её проявлениях.

Рецензенты: доктор философских наук, профессор кафедры философии факультета . Такое понимание культуры можно найти в синтезе более ранних человечества. Технофобы, наоборот, считают технический прогресс . В культуре существуют отношения между внетехническими областями.

Философия техники Большую часть главы занимет рассуждение о философии вообще и о её значении, что тоже почитать будет не лишним. Прежде чем приступить к рассмотрению философских подходов, анализирующих технику, сформулируем цель нашего исследования. Допустим, мы к концу книги получим представление о том, как видят философы причины сегодняшнею положения дел с технической реальностью.

А зачем это нужно? Разве философы являются властителями дум в средствах массовой информации? Разве к ним прислушиваются власть имущие, принимая судьбоносные решения? Наконец перейдя к современной прагматической аргументации , разве люди, избравшие профессию философа, сумели показать пример успешного устройства собственной судьбы, чтобы придать своим суждениям о судьбе человечества цену в глазах тех. Эти вопросы задаются достаточно часто и заслуживают того, чтобы ответить на них перед тем, как затратить время на написание этой монографии или её прочтение.

Сформулируем всё, что можно сказать в защиту важности философского дискурса для современной цивилизации в целом и философии техники в частности.

Техника как социальное явление. Техницизм и технофобия.

Первоначально формируется в философских и социологических концепциях, выражающих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии Адорно, Маркузе, Мэмфорд, Эллюль и др. Фетишизация техники и ее возрастающих возможностей, согласно Адорно, приводит к отчуждению и овеществлению человека, и его бездуховности, в результате чего технологизация общества предстает как"неудавшаяся цивилизация".

Главная опасность безудержного технического прогресса, утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружающая нас среда предстает как"вселенная Машины", подчиняющая себе и самого человека. Поэтому в современных условиях"техника фактор порабощения человека". Ото ставит в повестку дня не отказ от техники как таковой, а радикальное отвержение"идеологии техники", бездумного техницизма.

В философии техники можно встретить два различных подхода к определению Сторонники первого подхода – технофобы - рассматривают технику и Важнейшая задача – это найти технике «внетехническое» обоснование.

Техника — это общее название различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком. Это — обстановка нашей домашней и общественной жизни, средства общения, защиты и нападения, все орудия действия на самых различных поприщах. Бон различает несколько способов действия, придавая особое значение целенаправленной деятельности, в которой успех достигается указанием в предшествующем рассуждении руководящего средства.

Техника должна быть понята: Однако античные философы уже осмысливали технику как проблему, ставя вопросы о происхождении дара творения техники, о цели технической деятельности, о природе сотворенных человеком предметов. Развитие ремесла и мануфактурного производства стали одной из предпосылок развития экспериментального математизированного естествознания.

Развернувшаяся промышленная революция производит глобальные изменения во всей общественной системе. Разнообразные масштабные последствия развития техники обращают на нее внимание теоретиков. В это время начинает развиваться техническое знание. Его основатели — т. Основателями его в в. Они считали, что развитие техники не зависит от социального контекста. Например, в марксизме техника — нейтральный элемент в системе социальных отношений, но активный в преобразовании природы, как элемент производительных сил.

Предмет философии техники и ее задачи. Соотношение философии науки и философии техники.

Данная проблема возникла не сегодня и решалась с разных точек зрения. Рассмотрим анализ развития взглядов на технику, проведенный [4]. Автор отмечает, что в философских направлениях ХХ в. Подобная трактовка техники не нова.

В то же время одного понимания причин, в силу которых оценка техники все еще остается проблематике оценки техники уделяет доктор философских наук, проф. .. нельзя трактовать лишь как проявление иррациональной технофобии. отношении являются не-техническими или внетехническими.

Первоначально формируется в философских и социологических концепциях, выражающих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии Адорно, Маркузе, Мэмфорд, Эллюль и др. Фетишизация техники и ее возрастающих возможностей, согласно Адорно, приводит к отчуждению и овеществлению человека, и его бездуховности, в результате чего технологизация общества предстает как"неудавшаяся цивилизация".

Главная опасность безудержного технического прогресса, утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружающая нас среда предстает как"вселенная Машины", подчиняющая себе и самого человека. Поэтому в современных условиях"техника - фактор порабощения человека". Ото ставит в повестку дня не отказ от техники как таковой, а радикальное отвержение"идеологии техники", бездумного техницизма.

Во второй половине 20 в.

Противостояние взглядов на роль техники в жизнедеятельности общества

Я Технофобия Технофобия греч. Первоначально формируется в философских и социологических концепциях, выражающих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии Адорно, Маркузе, Мэмфорд, Эллюль и др. Фетишизация техники и ее возрастающих возможностей, согласно Адорно, приводит к отчуждению и овеществлению человека, и его бездуховности, в результате чего технологизация общества предстает как"неудавшаяся цивилизация".

Главная опасность безудержного технического прогресса, утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружающая нас среда предстает как"вселенная Машины", подчиняющая себе и самого человека. Поэтому в современных условиях"техника - фактор порабощения человека". Ото ставит в повестку дня не отказ от техники как таковой, а радикальное отвержение"идеологии техники", бездумного техницизма.

Большую часть главы занимет рассуждение о философии вообще и о . Она необходима для понимания жизни во всей её полноте и сложности. . человеческой цивилизации», она пользуется «внетехническим подходом к От факта нельзя отмахнуться – числе и от факта растущей технофобии.

Соотношение философии науки и философии техники. Хотя техника является настолько же древней, как и само человечество, и хотя она так или иначе попадала в поле зрения философов, как самостоятельная философская дисциплина философия техники возникла лишь в столетии. Первым, кто внес в заглавие своей книги словосочетание"Философия техники", был немецкий философ Эрнст Капп. Техника в ХХ столетии становится предметом изучения самых различных дисциплин как технических, так естественных и общественных, как общих, так и частных.

В силу проникновения техники практически во все сферы жизни современного общества многие общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к специальному анализу технического развития. Таким образом, философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом, а также, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу.

Сегодня к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний. Философия техники обобщённое — это: Философию техники интересуют вопросы: Необходимо различать техническое действие, техническое знание и техническое сознание. Результатом технического действия является техника в виде технического устройства артефакта.

Результат технического знания есть техническое действие, направленное на создание артефакта.

Предмет философии: понятие, эволюция и развитие, место и роль, проблемы предмета философии


Comments are closed.

Жизнь без страха не просто возможна, а полностью реальна! Узнай как победить страх, кликни тут!